И С У У С
    Написал сначала с одной буквой «У» и вздрогнул. Нет, никаких претензий на нетленку в веках. Просто это аббревиатура основного слогана или идеи эксперимента в 7-м классе.
Итак: Индивидуализация, Субъектность ребенка в отношении своего собственного образования, опора на освоение Универсальных Умений и Социализация, то есть выход в социум, проявление своей гражданской позиции. Вот те 4 кита, на которых нам хотелось бы построить систему образования в наших 7-х классах в 2008 – 2009 годах, в рамках эксперимента «Образование через путешествие», естественно.
       Что мы имеем к началу 7-го класса?
  Если коротко, то:
1.Мы имеем команду, состоящую из 50-ти работоспособных, увлекающихся, активных (иногда, слишком), не потерявших интереса к жизни, отзывчивых подростков 12 – 14 лет. За два года в 5-6 классах эти ребята прошли различные варианты выбора и пробы сил,:
-- как основных уроков, так и занятий во 2-й половине дня;
-- как учителей по основным предметам, так и взрослых коллег-консультантов из тех же учителей и родителей;
--как образовательных поездок и путешествий, так и форм отчетности и презентаций по итогам погружений и этих поездок; выбора и оформления переводных экзаменов;
-- в умении устраивать праздники,  и выбирать кооперантов- товарищей для работы над проектом или каким-то делом
-- и, наверное, самое главное:  обрели умение работать в разных учебных группах, на разных уроках без местничества и конфронтации; быстро делиться и работать в малых бригадах во время выездов и погружений, быть терпимыми друг к другу и принимать в свою команду разных ребят и взрослых.
2. Мы имеем команду педагогов, которым интересно работать с этой шумной ребячьей вольницей, интересно простраивать с ними образовательную траекторию на выездах, открывать для себя все новые и новые смыслы и способы педагогической деятельности, в том числе и проектной. Особенно приятно, что наши коллеги втягиваются в творческий процесс создания сценариев различных образовательных ситуаций и получают от этого удовольствие, а дети вносят в их работу свою увлеченность и энергию. И это в условия свободного выбора своего мастера или сферы деятельности со стороны детей.
3. Мы имеем команду родителей, которые, несмотря на свою безумную занятость на работе , находят время и душевные силы для работы со всеми нашими детьми именно с педагогических позиций, как во время наших походов, поездок и экспедиций, так и в наших проектах, праздниках, фестивалях и родительских мастерских. Достаточно сказать, что за 2 года в различные образовательные поездки с нами выезжало более 40 родителей или родственников и практически все родители принимали участие в наших совместных праздниках, фестивалях и проектах.
И, конечно, есть группа родителей (10 - 15 человек), для которых этот процесс настолько увлекателен, что ни мы (педагоги), ни дети, не представляем себе наши дальнейшие экспедиции без их участия. Да и они сами себе этого, кажется, уже не представляют. Это, воистину, наши коллеги и соратники, наш «золотой фонд».  Сколько интересных форм работы, сколько идей и способов их реализаций принесли они в наш эксперимент.
4. Мы имеем свой сайт и форум нашего класса: //nashklass.webtalk.ru/, на котором дети и их родители не только делятся впечатлениями и фотографиями о поездках, но и

обсуждают планы, проекты; а в  перспективе предъявление через форум своих презентаций. К слову сказать, практически все наши дети умеют пользоваться компьютером, а треть из них умеют работать в разных средах и создавать компьютерные презентации.
5. Мы имеем «Партфолио» на каждого ребенка по каждому учебному предмету, в котором проявляется его индивидуальность при его освоении, а также разработанные и апробированные системы безотметочного оценивания и предъявления результатов своего труда каждым ребенком, понятные и ему самому и его родителям.  Интересные формы зачетных книжек и сертификатов по результатам полугодия и года.
6. Мы имеем определенные наработки в области планирования, проектирования, анализа и предъявления результатов своей деятельности ребятами.
        И мы еще много чего имеем, но……. вернемся к началу 7-го класса.

                      Основные направления и что за ними стоит:
     1.В этом учебном году мы хотим создать больше условий для развития индивидуальности каждого ребенка. Кто-то скажет: «Куда уж больше? Они и так слишком большие индивидуалисты».  Не будем спорить о терминах. Просто очень хотелось бы в этом году на уроках и, особенно, во время поездок и проектной работы высвечивать и поддерживать уникальные особенности и способы освоения мира, имеющиеся у каждого подростка. Начиная от нестандартного подхода к решению учебной задачи, на любом предмете, и заканчивая творческими презентациями и бенефисами детей своей проектной или другой деятельности, своих увлечений. Для этого мы планируем в рамках урочного или других пространств находить время и место для развертывания дискуссий, предъявления подростком своего видения ситуации, отстаивания и обоснования своей позиции.
          Здесь, конечно, очень важным является работа по созданию таких условий в правовом пространстве школы. Ведь с этого года по школьной конституции наши семиклассники могут избираться и самовыдвигаться в Совет Школы и Суд Чести. С этого года у них начнутся уроки «Государства и права», которые будет вести Лебедева Ольга Ивановна - наш директор школы. С этого года наши ребята могут записываться и участвовать в жизни наших школьных лагерей (зимнего и летнего), а там свои, расширенные возможности для проявления индивидуальности каждого, свое «правовое поле»
       Ну и в рамках эксперимента мы хотели бы дать каждому ученику возможность на достаточно долгий срок выбрать приоритетную для него сферу деятельности и под этот выбор работать не только во время уроков и погружений, но и посещать кружки, секции и лаборатории во 2-й половине дня, организовывать образовательные поездки и проекты. Например, ученик, увлекшись историей Древнего Рима или средневекового рыцарства, будет иметь возможность разбираться с этими темами на еженедельных исторических семинарах после обеда, готовить и организовывать поездку по местам своего интереса, например в Рим, Прагу или Прибалтику; придумывать вместе со взрослыми игру «В древнем Риме…», «Рыцарский турнир» или представление менестрелей и бал «В средневековом замке…» и т.д. Тоже самое или что-то другое можно предложить для увлеченных природой и всем живым. И не только в рамках уроков физики, биологии и географии. Но и при разработке и осуществлении различных поисково – исследовательских экспедиций, например «По следам пропавшей….». Или создание экологической тропы для младших школьников и дошкольников.
         

            Для любителей общения и театрализации продолжат свою работу и театр А.М.Нахимовского,  студия музыкального движения Шилкиной И.В. и гитары Епифановой С.Б.  И все это с возможными поездками, участием в фестивале школьных театров, бенефисами и сольными выступлениями. Очень бы хотелось, чтобы в этом учебном году хотя бы половина наших ребят (а может и часть родителей) приняли участие в творческих концертах и выступлениях, и не только перед своими одноклассниками и родителями, но перед другими людьми. Но об этом поговорим в разделе «социализация».
    Не следует забывать, что для тех, кто до сих пор еще боится выступать публично или имеет другие проблемы, в том числе и учебные, мы в этом году предлагаем курсы и трененги (а возможно и индивидуальные занятия) с психологами, специалистами в области образовательной кинестетики Ольгой Феликсовной Гутман и ее коллегами.
     Открывается у нас и «Киноклуб» с О.А.Колмановской, в котором ребята смогут посмотреть фильмы, вошедшие в сокровищницу мирового кинематографа, обсудить, поспорить о нравственных проблемах, поднятых в них. Здесь, опять же, для нас важна возможность предъявления любым ребенком своей собственной позиции или мнения, возможность отстаивать свои взгляды, без оглядки на авторитеты
      А для тех, кто увлекается иностранными языками и хочет выйти на мировую арену, - занятия в кружках английского (в рабочие дни с А.М.Восковской,   О.Ю.Петраш, Е.Ю.Колмановской) и немецкого языка (по субботам с В.Н.Державиной), куда, кстати, приглашаются и родители, и учителя, которые хотят пополнить или восстановить свой языковый багаж. Итогом этих занятий может быть языковая практика в Англии, Америке или Германии.  Так как наши учителя имеют неплохие связи с разными организациями в этих странах и уже не раз вывозили туда наших детей.
      Для любителей Российской словесности в рамках эксперимента будет продолжена традиция детского творчества, отраженная в альманахах, а в рамках школы, и даже Москвы будет работать издательский дом под руководством Д.В.Певчева. Но это уже отдельный эксперимент, городская инновационная площадка с межшкольными конференциями и выпусками газет и журналов.
Также наши учителя словесности планируют в этом году целый ряд тематических поездок в места , связанные с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов, начиная с Царскосельского Лицея.
         Можно говорить и о туристических походах этого года (водных и горных), в которых условия сами работают на развитие внутренних качеств человека, на проявление его индивидуальности. Здесь уже и придумывать ничего не надо, я имею в виду, что не надо строить искусственные ситуации. Здесь есть уникальная возможность поработать над собой, над своими проблемами и страхами. Достаточно вспомнить последний поход в Карпаты. Всего пять дней, а как много они значили для наших детей и взрослых!
       И это только часть направлений, в которых наши дети и взрослые могут искать и находить свой интерес, свою «нишу». 
         Мы будем Вам признательны, если Вы расширите спектр предложений, работающих на развитие индивидуальности наших детей!!

        2. С субъектностью  в образовании мы уже работали в 5-6 классах, когда вместе с ребятами составляли свое собственное расписание занятий в системе полного дня, планировали и реализовывали свои образовательные проекты, проводили занятия для других ребят в рамках экзаменов, анализировали свои и чужие успехи и неудачи.

И все же, основной нашей задачей в это время была задача в калейдоскопе проектов и творческих дел дать ребенку почувствовать успех от своей деятельности, радость от
проделанной работы, ощущение своих возможностей. При этом приходилось его и подстраховывать, и использовать разные способы мотивации..
    В 7-м классе мы хотим, чтобы каждый ученик, совместно с родителями, попытался построить свою образовательную траекторию по 2-3 предметам или способам деятельности. То есть, выбрав для себя направление, ученик составляет индивидуальный план реализации своего познавательного интереса во время уроков, на кружках, в поездках и экспедициях. При этом он может консультироваться со специалистами, но главной частью его плана должна стать непосредственно та часть работы, которую ученик берет на себя. Например, подбор материала для образовательной поездки в Углич с целью изучения истории России ХVII века. Или: подготовка и проведение рыцарской игры на территории средневекового замка с последующим размещением сценария и фотоматериалов на форуме нашего класса.
       Чтобы каждый раз не повторяться, мы хотим сразу обозначить необходимые и достаточные условия такого индивидуального плана:
• Индивидуальный план (ИП) оформляется в форме договора между заказчиками образования (ученик, родитель) и школой (учитель – предметник, руководитель эксперимента) и считается вступившим в силу после обсуждения и подписания его всеми вышеперечисленными лицами; При этом родитель выступает гарантом успешности своего ребенка в его образовании. 
    Можно вспомнить ситуацию с Максимом Лукьяновым, когда его поездка в Египет с                   мамой стала для самого Максима и его мамы образовательным прорывом с выходом на общественную презентацию в рамках переводного экзамена по истории.
• ИП должен содержать разные формы реализации учеником своего интереса, но обязательным является организация коллективного действия (организация поездки, праздника, образовательной игры или турнира, интерактивного путешествия для младших ребят…), а также предъявление результатов своей работы в интернете, на форуме класса для сбора рецензий и вопросов, с последующим обсуждением их на общем сборе уже в реальном формате;
• В ИП должны быть перечислены те предметные и личностные (универсальные) умения и навыки, на приобретение или развитие которых работает учащийся;
• В ИП должна быть заложена и реализована идея заботы и помощи. То есть, кому эта работа может принести радость или пользу (кроме самого ученика и его родителей). Очень хочется, чтобы наши ребята не делали работу просто для «галочки» или только для себя любимого, а постарались, чтобы эта работа была востребована еще кем-то («Что сделаю я для людей?» - девиз нашей школы); 
• ИП должен быть обоснованным, то есть, содержать основания и причины, по которым он создается.
                Мы, конечно, понимаем сложность создания такой индивидуальной траектории и всячески готовы помогать в составлении индивидуального плана (опыт есть). Тем более, что в старшей школе (всего через 2-3 года) такой ИП наши ребята будут оформлять по всем предметам.
                Без планирования ученик не сможет стать полноправным субъектом своего образования!!
      И здесь не обойтись без активной помощи родителей. Только искренняя заинтересованность и включенность в составление и обсуждение ИП своего

собственного ребенка сможет сделать его не формальным, а реальным инструментом в достижении образовательных целей.
     Естественно, при составлении ИП мы должны предусмотреть контрольные и корректировочные пункты (во времени), на которых происходит анализ и корректировка, а, возможно и кардинальное изменение образовательной траектории. Конечно, с предъявлением причин и оснований.
       НЕ БОЙТЕСЬ, мы пока только учимся строить свой образовательный процесс, и это является одним из важнейших Универсальных Умений (УУ), осваиваемых ребятами в этом учебном году.

      3. Теперь поговорим немного об этих самых Универсальных Умениях (УУ).
Понятие «УУ» достаточно прочно вошло в концепцию школы «Самоопределения», благодаря работам А.Н.Тубельского и его коллег. Об этом написано несколько книг, в которых даже приводится классификация этих самых УУ, проводились соц. опросы и мониторинги с целью выявления степени их освоения. В старшей школе проводятся даже экзамены по универсальным умениям (УУ). И, тем не менее, полной ясности в вопросе, что же следует понимать под этим понятием нет ни у наших коллег, ни у других специалистов в области образования. Но не будем вдаваться в научные споры, а попытаемся сформулировать те УУ, которые, с нашей точки зрения, необходимы нашим детям для жизни и продолжения образования. И руководствоваться при этом будем здравым смыслом и собственным жизненным опытом.
       Одно из УУ уже названо – это умение планировать свою деятельность, в том числе и учебную. И это УУ относится  к сфере деятельностных УУ.  А какие есть еще деятельностные УУ? Попробуйте их назвать:

        Еще несколько важных УУ расположены в гносиологической (познавательной) сфере.
        Это умение искать, собирать и фиксировать информацию, классифицировать и анализировать ее, структуировать, обобщать и делать выводы.
        Это умение работать с текстом, как с художественным (а что значит работать с художественным текстом?), так и с учебным или научным:
• выделять в нем содержательные части (по какому признаку?),
• выделять главную мысль или основные тезисы,
• делать конспект или краткое изложение,                             что еще?

           И, конечно, это коммуникативные универсальные умения:
• умение находить партнеров для совместной работы или игры и строить отношения в группе,
• умение принимать на себя разные роли и позиции для достижения некоторых целей и умение отказывать играть кем-то заданную роль,
• умение слушать и слышать собеседника, относиться к его высказываниям,
                                                                                                                 что еще?

Мы предлагаем каждому попробовать продолжить этот перечень необходимых для нас и наших детей универсальных умений, обсудить их с детьми, чтобы мы могли его проранжировать и поработать с ним в этом учебном году, а может и в дальнейшем.
                  И теперь акцентируем внимание на проблеме социализации наших детей, то есть на их умении и потребности выходить в различные пласты нашего общества с разными задачами. Нас серьезно беспокоит не явно выраженная гражданская и человеческая позиция13-14 летних подростков, их уход в различные неформальные диструктивные объединения, попытки попробовать разрушающие подростковую психику и здоровье препараты, наркотики, алкоголь. Тот самый «запретный плод». Кроме того, превратно трансформированные в сознании детей и некоторых родителей ключевые идеи школы – «самоопределения»,  «демократии» и «развития индивидуальности», часто приводит к демонстративно – вызывающей позиции отрицания гражданских и общечеловеческих ценностей, в том числе и семейных. Возможен и обратный перекос, когда подросток становится марионеткой в чьих-то руках.
           Этим размывающим наше общество, и особенно подростковую среду, тенденциям хотелось бы противопоставить притягательный образ и деятельность, направленную на помощь и заботу нуждающимся людям и общественным организациям.
   Мы предлагаем серию социально направленных проектов и дел. И надеемся расширить этот список с вашей помощью:
• Проект «Сиреневый бульвар и его история» предполагает знакомство и посильное участие в благоустройстве и оформлении этого ландшафтного памятника, содержащего уникальные сорта сирени. Но об этом мало кто знает,
• Проект «Экологические тропы Подмосковья» подразумевает участие наших ребят в изучении и информационном оформлении интереснейших природных заповедников  и других мест Москвы и области. Это, прежде всего, установка стендов с информацией о флоре и фауне данного места, оформление экологических троп и проведении на них интерактивных занятий с младшими ребятами;
• Проект «Школьники помогают бывшим малолетним узникам фашизма» уже осуществляется в нашей школе несколько лет совместно с ребятами из Германии, Украины, Беларуси. В рамках этого проекта проводятся встречи и концерты для бывших узников немецких лагерей, ребята помогают им решить различные социальные проблемы, организуют международные встречи и лагеря;
• В рамках проекта «Полигон» каждое лето разворачивается волонтерский лагерь молодежи на Бутовском полигоне, где в период репрессий 1937 – 1938 годов было расстреляно и захоронено более 20тысяч советский граждан, в основном представителей духовенства;
• Различные исторические проекты, связанные с разработкой и организацией образовательных поездок и игр по истории Древнего Рима, Средневековой Европы, России 17 – 18 веков. В рамках этих исторических проектов предполагается участи наших ребят в оказании помощи на местах: ремонте, разборке завалов и мусора, оформлении информационных стендов, размещение интересной информации в Интернете;
• Проект помощи зимующим птицам Москвы и Подмосковья предусматривает изучение ареолов распространения разных птиц, изготовление кормушек и домиков для зимовки в холодное время года, осуществление подкормки птиц;
• Проекты с общим названием «Забота» нацелены на поиск и оказание помощи конкретным людям, в ней нуждающимся.
Нам кажется, что совместными усилиями мы можем значительно увеличить перечень таких проектов, расширить сферу приложения наших сил.