Для родителей. Наше новое погружение в историю древнего мира 4-й четверти. Просил бы Вас ознакомиться и включиться вместе с детьми. Алексей Викторович.

История древнего мира
6 класс
4 четверть 2008-03-03

Материал для обсуждения

Цикл учебных занятий «Мои карты древних цивилизаций»

Представление цивилизации

Письменная работа.
Одна по выбору. Выполняется индивидуально и до конца марта сдаются профессорско-предодавательскому составу.
Объем – 2 листа. Списывание и скачивание преследуются по закону.
Имитация исторического источника, например:
Дневник купца
Отчет послов, прибывших из Вавилона в Китай в 184 году до н.э.
Письмо римского наместника в Сенат.
Письмо спартанца из Афин
Письмо философа другу из Александрии Египетской
Один день из жизни.

Исторические сочинения, например:
Воспитание и образование детей в Древнем мире.
История костюма
История простых вещей
Что мы знаем о самых древних городах
Прогулки по Риму
Ученые и мыслители древности.
История археологических открытий
Семь чудес света
Спорт и физическая культура в Древнем мире.
Крылатые слова
Мифы на карте звездного неба
Цветы в греческих мифах
Путешествие купца
Прием послов во дворце фараона, китайского императора, царя Вавилона.
Путеводитель по древнему Востоку
Музей Древнего востока.

Представление древней цивилизации.
Выполняется группой обучающихся под руководством учителя.
Готовится на 2-часовых занятиях еженедельно март-апрель. Всего 7 встреч. Возможно продолжение занятий во второй половине дня.
Май – 5 конференций, объединенных общей темой «Древний мир».
Конференция состоит из 2-х частей. Первая часть проходит утром на двух уроках. Вторая часть – во второй половине дня. По итогам конференции проходит зачетное собеседование или письменная зачетная работа. Карта цивилизации, на которой каждый отмечает свои знания и незнания, вопросы и затруднения. Свое понимание о вкладе цивилизации в развитие культуры.

Содержание представления цивилизации
Природные условия
Географические названия
Программа пребывания в…
- жизнь крестьян, горожан
- жизнь знати
- жизнь служителей культа
- жизнь фараона, царя, императора…
- божества, религиозные обряды, традиции
- литература, искусство
- устройство общества
- устройство государства, законы, выдающиеся правители
- школа и дети
- семья и родственные связи
- еда, одежда, развлечения
- физическая культура, спорт
- экскурсия по примечательным местам
- музей значимых для цивилизации изобретений, находок в искусстве, науке, технике.
- связь цивилизации с соседями, торговые и военные союзы
Война и мир
Торговля. Товары и деньги. Великий шелковый путь. Морская торговля и пиратство.

Всего 16 позиций на карте древней цивилизации имеет шанс освоить каждый участник конференции

Форма представления цивилизации

Желательна интрига. Желательна смена форм подачи материала: лекция сменяется кинофильмом, затем отрывок из спектакля, раздача документальных материалов для обсуждения, слайд-презентация. Возможна дискуссия представителей разных цивилизаций или спор представителей (разных слоев общества?) внутри одной цивилизации. Возможно путешествие с остановками на судьбоносных для цивилизации точках: поражениях или победах в войнах, смены почитаемых божеств и др.
Желательная интерактивность зрителей: они судьи в споре, отгадывают кроссворды, пишут мини-сочинения, рисуют.

---------------------------

Образовательное путешествие: теория и практика

В предлагаемом учебно-методическом комплексе значительное место занимают образовательные путешествия по родному краю, городам России и зарубежья. Эти путешествия не совсем обычны. Их цель заключается не только в том, чтобы обогатить подростка новыми впечатлениями, расширить его кругозор, дать возможность увидеть незнакомые места. Прежде всего, они призваны научить его путешествовать в безграничном пространстве культуры: находить ориентиры, способные "приоткрыть" дверь в прошлое и объяснить настоящее, прокладывать собственные маршруты; читать те "послания", которые содержат объекты культурной среды. Не случайно такие путешествия получили название образовательных.

Что такое образовательное путешествие?
Образовательное путешествие – это педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности посредством "распредмечивания" объектов окружающего мира – выявления культурных смыслов, значений, образов которые в них заложены и которые являются отражением мировидения и мироощущения человека.
Образовательное путешествие может рассматриваться также как особая технология освоения мира, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурных пространств.
Чтобы лучше понять специфику образовательного путешествия, сравним его с другой формой освоения действительности, бытующей в современной педагогике, – учебной экскурсией.

Целевые установки
Слово "экскурсия" в переводе с латинского означает "экстренный выход, выезд", цель которого состоит в том, чтобы познакомиться с тем или иными артефактами, посмотреть места тех или иных событий, пройти по следам исторических или литературных героев. Кратковременность экскурсии, ее экстренный характер определяют и способ подачи материала. Показ интересных, с точки зрения руководителя экскурсии, объектов и рассказ о них в доступной экскурсантам форме позволит в максимально короткое время сообщить достаточно большой массив информации.

Учебный характер экскурсии определяется тем, что, как правило, ее тема созвучна темам, изучаемым в школьной программе. Кроме того, учащимся может быть дано задание зафиксировать некоторые сведения, полученные в ходе экскурсионной поездки, которые впоследствии будут использованы в качестве учебного материала на уроках, а также для написания рефератов, отчетов, сочинений и пр.

В отличие от экскурсии, путешествие, как свидетельствует этимология этого слова, – процесс длительный и неторопливый, который ассоциируется с вдумчивым шествием по пути… Куда ведет этот путь? Зачем люди пускаются путешествовать? Безусловно, путешествие это попытка раздвинуть горизонты, увидеть мир своими глазами. Но это еще и способ найти себя, обрести свое собственное Я, осуществить культурную самоидентификацию, что возможно лишь через столкновение с чужым, погружение в мир иного, благодаря которому, человек приходит к осознанию своего личного достояния. Путешествие позволяет не только расширить границы своего присутствия в мире, но и границы присутствия мира в себе – оно дает возможность ненасильственного привнесения в свою жизненную среду новых понятий, новых смыслов, чутко уловленных и принятых в качестве своих, зачастую неосознанно.

Таким образом, главная цель путешествия – самопознание и самосовершенствование; открывая мир, человек, прежде всего, совершает открытие себя. Путешествие становится образовательным в том случае, когда эта цель реализуется и оно из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений трансформируется в целенаправленный процесс познания мира, результатом которого является становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве.
Сам жанр "путешествия" диктует и иные, чем в экскурсии способы освоения мира. Его познание происходит не с чужих слов, а основывается на собственных наблюдениях, впечатлениях, размышлениях и требует не созерцательного отношения, а напряженной активной духовной работы, связанной с освоением культурных пространств.

Планируемые результаты
Существенное отличие образовательного путешествия от экскурсии заключается еще и в том, что оно ориентировано не столько на приобретение фактологической информации о мире, сколько на освоение историко-культурного опыта человечества. Если объектом экскурсионного изучения являются конкретные здания и памятники, определяемые заявленной темой, то объектом внимания образовательного путешествия становится социальный и культурный опыт, накопленный цивилизацией, и транслируемый последующим поколениям через объекты культурного наследия. Все предметы окружающего человека рассматриваются как своеобразные "тексты" культуры, "расшифровка" которых позволяет установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями.
Эта особенность образовательного путешествия обусловливает его важнейшую характеристику. В отличие от экскурсии оно не ограничивается темой. Определяющим для путешествия является идея (культурологическая проблема), которая "поведет" за собой, соединит все предлагаемые к исследованию объекты, выстроит их в определенный маршрут.

Так, например, тема "Античность в Петербурге" вполне достаточна для экскурсии, в которую войдет подробный рассказ о наиболее известных памятниках города, и их демонстрация в той последовательности, которая, скорее всего, определяется оптимально удобным маршрутом движения экскурсионной группы.

Для образовательного путешествия знакомство с памятниками Петербурга, в которых нашли отражение античные традиции, лишь часть задачи. Подростки отправляются на маршрут, чтобы найти ответы на вопросы, которые помогут сориентироваться им в пространстве культуры, например "Какое значение оказало античное наследие на формирование европейской (русской) культуры?", "Как продолжают жить античные традиции в современной городской среде?", "С какими процессами русской культуры связано появление античных образцов в Санкт-Петербурге?" и так далее.

Идея, заложенная в путешествии, позволяет через изучение конкретных памятников перейти к освоению культурных значений, которые они транслируют: познакомиться с понятиями и явлениями культуры, приобрести новые представления о законах ее существования, выявить взаимосвязи между различными объектами культурной среды и явлениями культурной жизни.

Необходимость "расшифровки" (выявления) культурных смыслов, заложенных в разнообразных объектах культурной среды, задает еще одно важное направление содержания образовательного путешествия: наряду с культурными смыслами, учащийся осваивает разнообразные способы взаимодействия с миром, способы его познания, как научные, так и "иррациональные".
Таким образом, каждое образовательное путешествие предполагает сочетание нескольких уровней освоения объектов культурной среды: знакомство с ними, приобретение опыта их исследования и усвоение представлений о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в данных объектах.

Методические принципы организации
Экскурсия, как мы уже отмечали, нацелена на конкретный результат – получить за короткое время значительное количество фактических сведений и наглядно проиллюстрировать их, привлекая разнообразные объекты культурного наследия. Методика экскурсионной работы, прежде всего, рассматривает вопросы, связанные с предъявлением этих объектов: как сделать экскурсионный материал доступным, его изложение увлекательным, показ объектов наиболее ярким и в конечном итоге – пробудить интерес к заявленной теме. Организация познавательной деятельности учащихся не является предметом рассмотрения экскурсионной методики.

В экскурсионной практике за учащимися и педагогом традиционно закреплены определенные роли – ведомые и ведущий. Школьникам предлагается небогатый выбор видов деятельности – слушать экскурсовода, осматривать предложенные им объекты в той логике, которая задана экскурсоводом, иногда фиксировать полученную информацию. Педагог, если он сам ведет экскурсию, выступает в качестве единоличного хранителя знания – он прокладывает маршрут, выбирает объекты, определяет методику их показа, объясняет, рассказывает, отвечает на вопросы. Если же педагог, как сегодня часто случается, передоверяет эти функции экскурсоводу, то его роль сводится к тому, чтобы собрать и организовать детей, обеспечить безопасность и дисциплину.

Метод образовательного путешествия – это метод, направленный на созидание личности. Поэтому для образовательного путешествия сам процесс приобретения знания, является не менее важным, чем его результат – освоение культурных текстов и понятий. Именно организация процесса познания, в основе которого лежит непосредственный диалог человека с миром, и является предметом рассмотрения методики образовательного путешествия. Познание мира в образовательном путешествии строится в определенной логике:
- предполагает непосредственное взаимодействие человека с объектами своего окружения, которые становятся основным средством получения информации о мире и человеке;
- идет не от изложения готовых истин (идей) к их иллюстрации, в качестве которой выступают памятники культурного наследия, а, наоборот, – от личных ощущений и наблюдений к обобщению и формированию новых представлений;
- основывается на активной и самостоятельной деятельности участников путешествия, что позволяет превратить исследование артефакта в личное переживание, связанное с определенными усилиями, с поиском и открытием;
- предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования – визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов;
- позволяет каждому участнику выдвигать собственные версии, и корректировать их на основе коллегиального группового обсуждения;
- предполагает свободу выбора источников получения информации об объектах окружающего мира;
- исключает посредническую деятельность педагога (экскурсовода) в процессе "диалога" личности с объектом исследования и изучения (взрослый, если он сопровождает группу, выступает не в качестве объясняющего и показывающего руководителя, а в роли организатора исследовательской деятельности учащихся).

Подводя итог, хочется заметить, что экскурсия и образовательное путешествие – это две формы освоения мира, принятые в учебном процессе, которые ни в коем случае не противостоят друг другу. Каждая решает свои задачи, имеет сильные и слабые стороны, и должна применяется в адекватной ситуации. Кроме того, эти формы вполне могут сосуществовать в педагогическом пространстве, дополняя друг друга. Но если практика экскурсионной работы педагогам хорошо известна, то на вопросах, связанных с построением образовательного путешествия и его организацией стоит остановиться более подробно.

Как организовать образовательное путешествие?
Педагогу, реализующему данный ИУМК, придется столкнуться с проблемой организации образовательных путешествий, которые являются важной частью методического аппарата, обеспечивающего инновационный характер пособия. Чтобы максимально облегчить эту задачу, авторами к каждой теме разработан ряд образовательных путешествий, которые могут использоваться как для непосредственной работы с детьми, так и в качестве алгоритма для составления собственных маршрутов.

Согласно этому алгоритму образовательное путешествие, состоит из трех взаимосвязанных этапов: подготовка к путешествию, работа на маршруте и подведение итогов путешествия (защита). Рассмотрим, каким образом строится путешествие на каждом из обозначенных этапов, используя в качестве примера образовательное путешествие "Дорога самоцветов", разработанное для блока занятий, связанных с освоением культуры первобытного общества.

Подготовка к путешествию:
Подготовка к образовательному путешествию включает в себя несколько операций:

определение темы путешествия, и что не менее важно – его идеи (проблемы), осмысление которой актуально для современного школьника, способно "повести" его по пути познания. При этом необходимо учитывать наличие реальных объектов культуры, исследование которых позволит учащимся справиться с поставленной задачей.

Необходимо помнить, что тема путешествия и его проблема (идея), как уже было сказано, не равны друг другу. Тема определяет содержательные рамки путешествия, в то время как проблема направлена на выявление и осмысление более глобальных культурных смыслов. Тема путешествия "Дорога самоцветов" звучит следующим образом: "Методы добычи и обработки уральских самоцветов, их значение в художественной культуре России", а культурологическая проблема формулируется в виде вопроса: "Как изменилась роль камня в культуре в XVII-XX вв. по сравнению с первобытной культурой?"
разработка структуры (плана) образовательного путешествия, которая позволит наилучшим образом достигнуть поставленной цели – найти решение проблемы, предложенной для размышления. Педагогу необходимо составить своеобразный план образовательного путешествия – определить места, которые предполагается посетить (районы города, музеи, институты, библиотеки и т.д.), последовательность и формы их освоения, а также задачи, которые предполагается решить при их исследовании.

Структура взятого нами в качестве примера путешествия выглядит следующим образом:

1. экскурсия/самостоятельная работа, направленная на знакомство с необработанными каменными глыбами/скалами в городском пространстве Екатеринбурга (заповедник на берегу озера Шарташ; яшма, кварц, оникс, родонит на Плотинке);

2. экскурсия/самостоятельная работа по изучению технологий обработки камня в музеях истории камнерезного и ювелирного искусства ("Бажовская комната", "Малахит"), Геологическом и Уральском минералогическом музее;

3. самостоятельное путешествие по городским объектам, представляющим результаты обработки камней (станции екатеринбургского метрополитена, художественные и коммерческие галереи-магазины);

4. геологическое путешествие по самоцветным рудникам и заводам (Нижний Тагил, поселок Мурзинка);

5. подведение итогов путешествия: групповая презентация по изученным материалам "Камни древние и современные";

6. самостоятельный проект-исследование в реальном и виртуальном пространстве "Путешествия камней": где и как представлены в других городах России произведения из уральских самоцветов?
составление образовательных маршрутов для самостоятельной работы учащихся в городском или музейном пространстве. Результатом этой работы станет разработка маршрутного листа – неотъемлемого атрибута образовательного путешествия. Маршрутный лист представляет собой педагогический инструмент, позволяющий организовать и структурировать самостоятельную работу детей. В нем указываются:
...развернутая проблема путешествия, сформулированная в виде вопросов, ответы на которые предлагается найти подростку;

В нашем случае проблема путешествия представлена следующим образом: "Камни, которыми заполнена вся поверхность нашей планеты, человек научился обрабатывать еще в древности. Первобытный человек взял в руки обычный камень – и… Что случилось дальше? Может быть, камень стал орудием охоты? Или прообразом лопаты? Или с помощью камня наш древний предок впервые расколол скорлупу ореха? А может быть, человек счистил грязь с камня – и тот поразил его богатством красок, причудливыми изгибами линий…"

...краткий перечень мест, в которых будет разворачиваться путешествие;

"Чтобы увидеть эти удивительные камни своими глазами, узнать, где они "рождаются" и что с ними происходит дальше, мы предлагаем вам совершить путешествие в "каменный пояс России", на древний Урал – и, прежде всего, в уральскую столицу, город Екатеринбург"

...подробно описанный ход путешествия, который включает обозначение объектов, выбранных для изучения, порядок их поиска. К каждому объекту разрабатывается задание: ряд вопросов, позволяющих сконцентрировать внимание подростков, побудить их тщательно рассматривать и исследовать предлагаемые артефакты, анализировать полученную информацию. Вопросы должны быть поставлены "не вообще", а нацелены на раскрытие главной проблемы путешествия. Кроме того, в формулировке задания закладывается краткий алгоритм исследовательской деятельности подростков – "рассмотрите", "узнайте", "сравните", "поразмышляйте", "выберите".

Например, в рассматриваемом нами путешествии, первый пункт маршрутного листа выглядит следующим образом: "В центре города, в сквере рядом с Плотинкой найдите глыбы необработанного камня. Внимательно исследуйте их: потрогайте, рассмотрите, обойдите вокруг. Запишите названия камней и их свойства: какого цвета камни, какова их структура, насколько они прочны и т.д. Подумайте, для чего можно использовать каждый из этих камней, и зачем они выставлены в самом центре города"
подготовка школьников – участников путешествия, от которых потребуются при прохождении маршрутов определенные знания и умения. Выбирая маршруты, педагогу необходимо учитывать уровень подготовки своих учеников, их интеллектуальные возможности. Коллегиальное обсуждение, практикуемое в ходе путешествия, способствует "реанимации" школьных знаний, введению их в оборот и практическому применению. Но, возможно, что этих знаний окажется недостаточно или работа на маршруте потребует специфических сведений, которыми дети не обладают.

Так, в ходе исследования уральских самоцветов ученикам весьма пригодятся знания о том, какие полудрагоценные камни есть на Урале, как они добываются и обрабатываются, какими свойствами обладают. Возможно, эти сведения они получат на экскурсии, которая в этом случае станет частью образовательного путешествия, или же этот материал войдет в содержание очередного школьного урока.

Но, в любом случае, перед тем как учащиеся выйдут на маршрут, педагогу необходимо дать им возможность ознакомиться с маршрутным листом, обсудить цель путешествия, очертить круг проблем, которые им предстоит решать в процессе самостоятельной работы и наметить возможные пути решения.

Работа на маршруте:
Основной частью образовательного путешествия является самостоятельная работа учащихся на маршруте, который, в нашем случае, пролегает как в городской среде, так и в музейном пространстве.
Образовательное путешествие предполагает работу детей в малых группах, по 6-9 человек в зависимости от возраста участников. Как правило, каждая группа получает собственный маршрут, маршруты групп не совпадают или совпадают частично – они могут проходить в различных районах города, в различных музеях или музейных залах, но при этом решать (частично или в полном объеме) вопросы, поставленные перед путешественниками на предварительном обсуждении. Совокупность исследований, совершенных учениками на разных маршрутах дает возможность изучить проблему многогранно, посмотреть на нее с разных точек зрения, а в дальнейшем обсудить различные ее аспекты.

Во взятом нами для примера путешествии разработчики ограничились созданием одного маршрута, предоставив, однако, каждой группе на определенном отрезке маршрута выбор объектов для исследования. Например, один из пунктов маршрутного листа сформулирован следующим образом: "Поразмышляйте, где можно найти обработанные камни в современном Екатеринбурге; с помощью карты города составьте список таких мест и совершите путешествие по местам из вашего списка (не забудьте посетить магазины, галереи и станции екатеринбургского метрополитена). Найдите примеры использования камней, которые вы видели возле Плотинки и сопоставьте свои предположения по их возможному применению с тем, что вы увидели".

На первых порах, пока у учащихся нет определенных навыков исследовательской деятельности, предпочтительно, чтобы каждую группу сопровождал педагог, основная задача которого организовать работу детей, выбрать наиболее удобные точки для осмотра, обеспечить безопасность. Во время работы на маршруте он направляет внимание учеников на тщательное разглядывание объекта и его самостоятельное изучение, помогает найти пути получения информации, организует исследовательскую деятельность. Не менее важная задача – научить детей работать в группе: выслушивать суждение каждого участника путешествия; помнить, что каждый имеет право на собственное "видение" и собственное мнение; уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения; принимать к обсуждению все возможные версии и гипотезы; корректировать собственные представления в процессе обсуждения; вести конструктивный диалог.

Для организации дискуссии необходимо использовать вопросы и задания маршрутного листа. Большая часть этих вопросов носит открытый характер, т.е. не предполагает ответов по типу "правильно-неправильно", "да-нет", а стимулирует учеников высказывать версии и предположения и аргументировать их, вновь и вновь обращаясь к объекту исследования. Например: "Что привлекает человека в самоцветах? Зачем он тратит множество усилий на их добычу и обработку?"

Возможно, что, изучая предлагаемые объекты, путешественники столкнутся с "неразрешимыми" вопросами. Задача педагога заключается не в том, чтобы дать готовые ответы, а в том, чтобы указать возможные пути получения недостающей информации. Результатом этого могут стать последующие самостоятельные исследования в библиотеках, архивах, музеях, обращение к компьютерным программам, встречи с уникальными людьми и новые образовательные путешествия.

Решая возникшие на маршруте задачи, ученики вправе воспользоваться самыми разнообразным источникам информации, которые они выбирают самостоятельно – общение с представителями различных социальных слоев, обращение за консультацией к специалистам, исследования в библиотеках или архивах, привлечение электронных ресурсов. Иногда подобные рекомендации включаются в маршрутный лист: "Вернувшись из путешествия по городскому и музейному пространству Екатеринбурга, узнайте с помощью книг и электронных ресурсов (Интернета, CD) о путешествиях уральских самоцветов. В каких российских городах можно увидеть сделанные из них предметы? Найдите изображения этих предметов и составьте письменный отчет о своем исследовании".

Заключительная работа (защита):
Путешествие не может считаться завершенным, до тех пор, пока не будут подведены его итоги. Итоговое занятие получило название "защита", т. к. на нем ученикам предоставляется возможность отстоять свое, часто отличное от общепринятого, мнение, основываясь на тех фактах, с которыми они познакомились во время путешествия и тех ощущениях, которые они испытали.

Защита менее всего напоминает отчет о работе или последовательное изложение того, что удалось увидеть или узнать в процессе прохождения маршрута. Она строится как проблемное обсуждение, в результате которого высказываются версии по поводу заявленной в ходе подготовки проблемы путешествия.

Первоначально эта работа проводится в каждой из подгрупп, в итоге – вырабатывается общая позиция, которая либо обсуждается с педагогом, либо – выносится на общую защиту. Возможность представления различных маршрутов на общей защите позволяет задать панорамность обсуждению, выявить многогранность рассматриваемого явления или события, познакомиться с различными точками зрения, выстроить логически завершенную картину, наиболее полно отражающую заявленную проблему путешествия.

Форма проведения подобного занятия может быть различна и зависит от фантазии педагога и возможностей детей: выступления подгрупп или диспут, театрализация или создание визуальных образов, создание выставок или коллекций и т. п. Для учеников, только начинающих осваивать метод образовательного путешествия, наиболее комфортной формой защиты является последовательное изложение ответов на вопросы, которые обозначены в маршрутном листе, и уже на основе этого они, с помощью дополнительных вопросов педагога, могут попытаться изложить свой взгляд на проблему, которая решалась в ходе путешествия.

В рассматриваемом нами случае защита строится как представление групповых презентаций, созданных на основе изученных материалов "Камни древние и современные", в ходе которых учащимся предлагается дать собственную версию ответа на вопрос: как изменилась роль камня в культуре в XVII-XX вв. по сравнению с первобытной культурой?

В любом случае, защита – не урок, а обучающая игра, имеющая свои правила и определенную систему оценивания. Ее основу составляют следующие положения:
- защита строится таким образом, чтобы высказалось как можно больше участников путешествия;
- за педагогом закрепляется право задавать уточняющие вопросы, а также вопросы, позволяющие поддерживать и разворачивать дискуссию;
- обсуждение носит непредсказуемый характер и требует как от педагога, так и от учеников мобильности мышления и способности к импровизации;
- задача педагога – поддерживать динамику дискуссии и направлять ее в контексте решения задач, обозначенных в данном конкретном путешествии;
- за участниками защиты признается право на ошибку, неверные высказывания не влекут за собой отрицательной оценки;
- поощряется деятельность учеников, связанная с размышлениями, построениями версий и гипотез, доминантой обсуждения является не знания учеников, а выдвигаемые предположения и их аргументация;
- приветствуется коллективная работа учащихся, подсказки и дополнение ответов товарищей рассматриваются на защите как положительный фактор;
- высоко оцениваются не только ответы учеников на вопросы, но и их собственные вопросы, которые возникают в процессе обсуждения;
- снижение оценки может быть связано с недостаточно тщательным проведением исследовательской работы на маршруте, что приводит к слабой аргументации высказываемых мнений и предположений, а также с неумением слушать своих коллег.
Все три этапа образовательного путешествия – подготовка, работа на маршруте и защита составляют единое целое и реализуются последовательно. Наибольший эффект достигается в том случае, если все компоненты одного образовательного путешествия будут осуществлены друг за другом в течение небольшого промежутка времени – одного-двух дней, максимум недели. Это позволяет погрузиться в материал, не растерять остроту переживаний и впечатлений, сконцентрироваться на поставленных проблемах.

Разработка и организация каждого путешествия требует немало времени и сил. Мы предлагаем педагогам воспользоваться уже готовым комплексом образовательных путешествий, которые являются частью ИУМК "Пространственные искусства". Для путешествий по родному краю разработаны типовые, "модельные" образовательные маршруты, которые при определенной доработке могут быть использованы в любом регионе страны.

Образовательные путешествия по крупным российским городам предназначены не только для школьников – жителей этих городов, они могут составить основу для образовательных поездок российских школьников в Москву или Санкт-Петербург, Екатеринбург или Калининград. Так или иначе, многие школы России совершают путешествие в эти культурные центры, но, как правило, поездки эти носят развлекательный, в лучшем случае просветительский характер, и их педагогический потенциал весьма невелик. Предлагаемые образовательные путешествия помогут структурировать такую поездку, придать ей целенаправленность, наполнить содержанием.

Представляется, что образовательное путешествие может стать достойной альтернативой экскурсионной поездке, которая в силу своей природы, не в состоянии обеспечить процесс "вхождения в культуру" – научить подростка прокладывать в этом пространстве собственные маршруты, черпать из золотого запаса культуры идеи для создания собственных культурных текстов.

-------------------------------------