ГОУ ЦО №734   «Школа самоопределения»
Эксперимент «Образование через путешествие»
           
          Проектная работа
«Урок зоологии в младших классах"

Учениц 7го класса
Романцевич Арины
Салтыковой Анастасии
Консультант: Романова Екатерина Анатольевна.

Москва, 2009 год
                     
                         

                                                                 Введение:
Наша работа посвящена детенышам животных, мы решили выполнить такой проект, чтобы дети имели представление о животных, но не о взрослых а, о детенышах – мы затронем, тему о повадках детенышей которые будут походить на повадки наших слушателей и тем самым (я надеюсь) вызовем у них интерес. Наша задача оставить у детей в голове некоторую информацию или зрительные образы, которые в дальнейшем могли бы пригодиться им в учебе и в жизни. Но может и получиться, так что детям будет не интересно, они не будут расположены к работе, или просто мы не сможем их организовать (они же дети!). Главное что такой опыт пригодиться нам самим как продвижение в предмете зоология, как опыт проведения уроков в младших классах (в старшей школе мы может, тоже будем проводить уроки у детей) а еще важно, что это пригодиться нам в личной жизни.
Может не получиться организовать детей или наш материал будет для них не интересен.
Наш проект был согласован с Романовой Е.А т.к. она является специалистом в области зоологии. Информацию для нашего проекта мы брали из собственного архива энциклопедий про животных, из учебника по биологии за 7 класс, из Интернета и из собственных познаний в этой сфере. Наша работа будет представлена 15 мая в ? классе как урок с показом слайдов, фильмом, докладом и небольшой игрой-викториной.

                       

                                                                           Цели:
Общественные:  Дети узнают про предмет зоологию, узнают много нового о животных без не понятной терминологии.
Личные:  Я хочу, научиться объяснять детям  так чтобы мой материал был для них понятен и интересен. Я бы хотела сама в рабочем процессе больше узнать про эту тему, научиться составлять фильм из отрезков с разных кассет. (Романцевич Арина)
Научиться проводить урок в младших классах, научиться отбирать материал интересный для маленьких детей, Самой научиться делать видео фильм. (Салтыкова Настя).

                     
                                                                        Коопираторы:
Ржевская Татьяна Ивановна, мы выбрали ее, потому что она может дать хороший совет по организации детей т.к. она проводит уроки и в младших классах, она может дать объективное мнение как слушатель – она может проконсультировать нас о том как проводить урок (как правильно его распланировать, так чтобы дети не устали) а еще она просто приятна нам как личность.
Давыдов Андрей Михайлович, он поможет нам с составлением фильма и всеми остальными техническими вопросами.
   Руководитель: Романова  Екатерина Анатольевна

                                                                     Расписание урока

1 урок
Первые пять минут мы будем знакомиться с детьми, рассказывать о теме нашего урока и т.д. Следующие 15- 20 минут - рассказ с видеорядом. Возможно, мы принесем в школу котенка или маленького хомячка и на нем будем показывать строение тела животного. Затем мы проведем небольшой  конкурс-игру, чтобы дети могли немного отдохнуть (максимум 10 минут).
                                     
2 урок
Мы покажем им собственный фильм, составленный из небольших кусочков документальных фильмов о животных (длительность фильма 10-15 минут).
Потом мы обсудим фильм с детьми. В конце урока мы проведем викторину, чтобы проверить, что они запомнили из услышанного (10 минут).

                                                Подробное расписание урока

1)Заходим в класс, знакомимся с нашими слушателями и примерно рассказываем, зачем мы сюда пришли (5 мин)
2)Рассказываем в общих чертах о теме урока (3 мин)
3)Задаем детям вопрос – что вы знаете о детенышах животных?
4)Задаем детям вопрос - откуда берутся детеныши?
5)Начинаем наш рассказ с того, откуда же все-таки берутся детеныши животных (разъясняем  им легенды с капустой и аистом и приводим примеры в природе) (10мин).
6)Рассказываем о развитии плода в чреве матери или яйце и о дальнейшем развитии детеныша после рождения (7мин)
7)Рассказываем повадках детенышей животных, походящих на поведение детей (человеческих) (10 мин).
8)Далее мы рассказываем о разных видах животных, (о каждом лично – его особенности и отличия детства от других особей) (17 мин).
9)Игра: ребёнок должен без звука изобразить (использовав важные и интересные повадки детёнышей), а другие дети должны угадать какого животного, он показывал. (20 мин)
10)После игры мы отпустим детей на перемену (10 мин), а в это время мы подготовим аппаратуру для проведения 2 урока.
11)Мы показываем детям собственный фильм, созданный из документальных передач про животных и мультипликационных фильмов. (15 мин)
12)Затем мы проведем небольшую игру викторину по нашему материалу (13 мин)
13)Проводим обсуждение с детьми  и узнаем, что понравилось, а что – нет.
14)Проводим мини голосование – раскладываем на столе смайлики (4 видов):
1)Улыбающийся – урок понравился
2)Средний – не очень понравился
3)Злой – вообще не понравилось
4)С восклицательным знаком – узнал много нового
5)С вопросительным знаком – возникло много вопросов.

                                           План проекта

1)Была выбрана тема, руководитель проекта и  коопираторы.
2)Поиск источников информации для нашего проекта.
3)Оформление начального варианта документации.
4)Консультация с руководителем и с учителем проектирования
5)Исправление ошибок и выполнение чистового варианта проекта.
6)Составление подробного плана проекта и плана урока.
7)Обсуждение с руководителем и начало подготовки материалов к проекту.
8)Составление доклада и фильма.
9)Проведение урока (защита проекта)
10) Работа с рецензиями детей и руководителей.
11) Выводы (что получилось, а что нет).


Материал:

                                                     Легенда о появлении детей

До сих пор повсеместно в России распространено шутливое поверье, что детей приносит аист, и любознательным малышам, расспрашивающим родителей о том, как они появились на свет, мамы и папы отвечают: "Тебя аист принес" или же тебя нашли в капусте.
Тот же самый вопрос возникает о животных! Откуда же они берутся?
На самом деле все по-разному!

                                                         Откуда берутся детеныши?

     У разных животных детеныши  рождаются по-разному:
Птицы откладывают яйца, а потом высиживают их. Как только птенец готов выйти из яйца, он разбивает скорлупу специальным яйцевым зубом, который есть у него на клюве.
Многие животные появляются из яиц, но высиживают яйца только птицы.
Рыбы и лягушки откладывают икру (это тоже яйца).
Змеи, ящерицы, черепахи откладывают яйца в песок. Вместо матери их греет солнечное тепло.
Детёныши у млекопитающих рождаются, как и у человека (т.е. они живородящие).
Млекопитающие – это те животные, которые после рождения вскармливают своих детенышей молоком.

                                                    Под надежной защитой!

У детенышей очень тяжелая жизнь, на них то  дело кто–то нападет! Сами они защитить себя не могут и их родители должны их защитить, ведь каждая мама должна заботится о своем ребенке, вот так и в животном мире – тигры в том случае если их детеныши в опасности хватают их за загривок и относят в безопасное место. Такую картину можно заметить и у домашней кошки. Защищая своих детей, кошка бесстрашно набрасывается на любого врага, которому потом остается только зализывать раны.

Кошка переносит котенка в безопасное место. Пока она его несет, котенок не сопротивляется, а висит как будто в оцепенении.

А если опасность угрожает, детенышам овцебыка то взрослые особи выстраиваются вокруг них плотным кольцом, не одному волку не удастся пробить такую « рогатую» ограду, хотя многие пытаются.
                           
                                                                 Ням- ням

Юный толстяк альбатрос восседает в земляном гнезде. Он прижимает свой клювик к клюву мамы и это означает «Мама я хочу кушать». Мама изрыгает кашицу из рыб и моллюсков и кормит птенца.
Всех гнездарей кормят родители. Но многие птицы не запоминают, как выглядят их детеныши, и этим пользуется кукушка.
Поначалу детеныши млекопитающих сосут материнское молоко (как и мы с вами). Но когда детишки подрастают, они начинают есть твердую пищу.

                                                                                                                                                                                                                                             Сумчатые

Допустим кенгуренок рождается размером не больше 2 см, после того как он рождается у него сразу появляется сложная задача – забраться в сумку к мамочке! Он пробирается через заросли густой шерсти и когда уже добирается до сумки, сразу же присасывается к спрятанному в ней соску.

                                              Отличия детей от детенышей животных

Детеныши разных видов животных появляются на свет по-разному «вооруженными» для жизни. Например, жеребенок сразу поднимается на ножки, ищет материнский сосок. Котенок рождается слепым, но тоже передвигается, ползает, находит источник пищи. Каждый котенок питается только из одного соска, поэтому они не дерутся между собой. А через пару недель, когда откроются глаза, он практически уже готов к самостоятельной жизни (конечно, если кто-либо позаботится о доставке еды).
Другое дело — ребенок. Долгое время он лежит в кроватке, не сдвигаясь с места, почти непрерывно спит, а в короткие промежутки бодрствования слабо и бесцельно сучит ручками и ножками, а если голоден, сморщив личико, плачет. И даже взятый на руки только открывает ротик и слегка вертит головкой, пока мать сама не вложит в этот открытый ротик грудь.
Оказывается, ребенок «вооружен» гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. И это не случайно. Дело в том, что главные виды действий, необходимые каждому виду животных, «записаны» в мозге этих животных и появляются сами собой.
Совсем не то у ребенка. Его мозг содержит очень мало «записей» готовых действий. Большая часть детского мозга свободна и предназначена для «записи» того, чему ребенок научится под руководством взрослых. Человеческие действия ребенок усваивает только после рождения. А это — достаточно длительное и непростое дело.
                 
                                                                 Игры животных
Детеныши млекопитающих проводят в играх достаточно много времени. Хотя взрослые периодически тоже могут играть, но эта потребность с возрастом ослабевает. Как и у человека, игра включает широкий круг видов деятельности.
Функции, которые выполняет игра:
1)Игра позволяет детенышам практиковаться в выполнении двигательной деятельности, и общественных взаимодействиях, которые будут необходимы им во взрослом состоянии.
2)Игра обогащает животное информацией об окружающей среде.
         
                                                                   Подвижные игры
Подвижные игры есть практически у всех видов. Как правило, они включают погони, преследование, подкрадывание, бег, прыжки и все элементы охоты за добычей. Важный компонент подвижных игр составляют игровые схватки, игра-борьба. Часто сложно  отличить настоящие стычки от игровых.

                                                                Викторина

1)Помогает ли детенышам игра в жизни? Если да, то чем?
2)Каким образом овцебыки защищают своих детенышей при опасности?
3)В чем отличие новорожденного котенка от этого малыша? (картинка)
4)Что помогает новорожденному белому медвежонку стать большим сильным медведем? (фильм)
5)Что означает термин млекопитающие? Объясните, как они появляются на свет. Приведите примеры млекопитающих.
6)Каковы отношения между львицами и между львами одного прайда?
7)  Чем питаются шимпанзе, и какие инструменты они используют для этого? (фильм)

Лист рецензии для пробного проведения урока в 7 классе

                          Дорогой слушатель!

Мы просим тебя написать рецензию о нашей работе, посвященной                   
                                  детенышам животных.
   Просим отнестись к этому серьезно (для нас твой отзыв очень важен)!
                            Заранее спасибо!

1)Что понравилось:     
2) Что нужно улучшить (изменить):

Автор рецензии:__________________________